Клуб Электромобили Тюмень Омск Екатеринбург Челябинск Курган Nissan Leaf Mitsubishi i-Miev Jaguar i-Pace

среда, 27 мая 2020 г.

"Брест - Тюмень" или 3600 км на самом маленьком электромобиле.


"Не каждый решится на движение
Когда нет ясной веры впереди
Но авантюры блеск, надежды отражение

Нам дарит счастье светлое в пути!"



   Привет всем электроманьякам и тем, кто не верит до сих пор в возможности электромобилей. Так случилось, что я созрел на покупку Smart ED. Пишу с опозданием, но все таки поделиться нужно.
Время неутомимо бежит, и после продажи Mitsubishi Minicab Miev, я принял решение постепенно переходить на леворукие электромобили. При всем уважении к японцам, мне хотелось двигаться дальше. Хотя сегодня это наверное очень трудно и архисложно. Тем не менее, в дружественной Республики Беларусь, я нашел хорошенький, и главное бюджетный вариант Smart ED. Уже имея опыт таможенного оформления Касатика в России, я недолго думая обменял валюту дома и двинул на Запад в РБ, через Москву...




На легке…

Тогда наверное трудно было представить ситуацию, когда все границы закрываются в одночасье, когда коронавирус взял в заложники весь мир, и люди вынуждены оставаться дома. В октябре 2019 года я думал скорее о том, как смогу добраться домой в Сибирь с минимальным бюджетом. Все это омрачалось и запасом хода электромобиля, его зарядкой (только J1772 220В 16A), отсутствие инфраструктуры в РФ, ну и осень уже стремилась к нулевой отметке градусника (минимум было -2 под Минском). Неистребимое желание проделать путь в 3600 км на электромобиле… победило.


Итак! В дорогу как обычно я собрал минимальный набор, влезающий в рюкзачок Adidas и тянущий на ручную кладь в самолете. Понимая, что мне иногда будут попадаться зарядные станции type2, я взял адаптер moog72 и "нунчаку" с 3х фаз на одну.


После мытарств на самолете, с задержками дома в Тюмени, бессонной ночи во Внуково, я долетел до Минска.


Далее на перекладных аэроэкспрессом до ближайшей станции метро… и я в центре Минска. Измотанный и уставший, решил сделать паузу и переночевать возле ЖД вокзала.

Немного отдохнув, провел небольшую экскурсию по центру Минска. Очень радует развитие зарядной инфраструктуры в РБ. Чистый и опрятный город, скромная и весьма бюджетная страна. Добрые и приветливые люди. В сравнении ж/д билет из Минска до Бреста в 3 раза дешевле, чем подобное купе из Тюмени в Екатеринбург в России. ЖД вокзал в Минске очень грамотно и красиво построен. На перрон отдельные терминалы с эскалатором. Везде чистота. В вагоне полный порядок. Немного поболтав с единственной в купе дамой Бальзаковского возраста, я прикорнул на пару часов. Так, совсем незаметно, я оказался на границе бывшего СССР, городе герое Бресте.
Вообще мне сильно везет с Юрами в Беларуси. Это конечно здорово, когда тебе оказывают теплый прием и полный пансион совершенно в незнакомом городе. Юра (DoctorBr) встретил меня на вокзале на Smart, которого он любя называет "чумаданом". Пулей мы прилетаем в его уютный дом, где как и положено приличному электромобилеводу, в тени под навесом стояла Tesla Model S.


Погода в Бресте не смотря на прохладные ночи, почти как летом в Сибири. Днем температура в конце Сентября поднималась до +19. Впервые в жизни мне удосужилось посетить Бресткую крепость.

 Для человека рожденного в СССР, люди и все, что окружает здесь родное.

 Как бы ни складывалась жизнь сегодня, разбивая и дробя наши народы, нужно уметь ценить историю и хранить людское тепло.
Спасибо Юре, его супруге и всем его друзьям за гостеприимство!
День выезда.
Получив заветные транзиты и справки, закрепили номера на заряженного колобка, Юра доложил мне кв комплект головку на 15 и вороток (запаски у Смарта нет), кабель type2/type1 32A и очень важную провизию, о которой я напишу в конце рассказа))). Перекусили на дорожку и… двинули на выезд из города. Tesla провожая Smart, напоследок моргнула своими красными фонарями, ну а колобок растворился в потоке обычных вонючек. Они даже не представляли, что предстоит этому маленькому и "молчаливому" малышу.
Погода шептала! Светило солнышко, естественно все "климаты" и прочие потребители были выключены. Исключение было лишь для магнитолы и взятой в дорогу флэшки. USB порт в Смарте сделан очень оригинально, в бардачке )))

Тактика движения по трассе банально проста. Нужно было выдерживать тошнотворную скорость 40-50 миль/ч (60-80 км/ч) и рассчитывать на попутный ветер и теплую погоду. Надо признать, мне с этим повезло.

Первая остановка была в Берёзе в 120 км, где установлена мульти зарядная станция (ЗС) компании TZ-one. Юра переживал, что не дотяну до нее. Не смотря на наличие китайских комплектующих, эта ЗС зарекомендовала себя с положительной стороны. Очень понятный интерфейс, не смотря на белорусский язык. Не смотря на отсутствие гнезда type2 в машине, можно воспользоваться портом АС и своим кабелем (благо он доработан для этого).
Мне же оставалось занять себя чем то полезным 4,5 часа. Попутно копить солнечную энергию и кислород хвойного леса, рассказывать местным про электромобили и объяснять какие льготы есть в РБ. Довольно странное чувство, особенно когда ты из другой страны )))
Время идет, и день довольно быстро сменяется вечером. Пытаясь прихватить тепло остывающего солнца, я открыл шторку панорамной крыши и двинул дальше.

С приходом темноты становилось прохладнее. Приходится отказываться от печки, к тому же у Смарта она исключительно в виде воздушного тэна, поэтому одеваемся теплее и тянем до ЗС. В Барановичах она расположена в сторону Бреста, поэтому приходится делать крюк на развязке. Circontrol мультизарядка вообще показывала отсутствие какой либо жизни на АС, однако запустилась. Можно выдохнуть и пойти перекусить на АЗС "Беларуснефть". К тому же резкое похолодание реально ощущается всеми фибрами души. Силы постепенно таяли, но надо двигаться дальше.


Следующий участок в 120 км дался довольно сложно. Это пожалуй единственный участок в поездке, где мне пришлось ехать на 0% около 7-8 км. Показометр у Смарта всегда старается показывать меньше, чем машина проедет. Все это усугублялось тем, что на улице уже глубокая ночь, а элементарных страховочных народных розеток в РБ очень мало. Но мне снова повезло и заветная АЗС "Беларуснефть" №28 появилась как оазис среди пустыни.

Теперь немного про возможности Смарта. Многие считают, что это очень маленькая машина, и в ней невозможно переночевать. Пассажирское сидение складывается вперед, создавая практически идеальную площадку вровень с багажником. Кроме того материал подложки багажника мягкий. При всех неудобствах, путешествие в одиночку на Смарте реально. Во время зарядки, можно включить печку. Это в моих условиях немного увеличивает время зарядки, но зато можно поспать. Очухавшись и приняв утренние процедуры на заправке, я хорошо позавтракал и снова тронулся в дорогу на встречу солнцу и теплу.

Следующая точка была на типовой современной АЗС "Газпромнефть", где обязательно имеется рабочая розетка 220В 16А. С учетом особенностей колобка, больше ему и не нужно. Персонал на всех АЗС в большинстве спокойно относится к просьбам воспользоваться розеткой. Спасибо в виде чая и хотдогов со стороны владельцев гарантировано. Тем временем, первые сутки путешествия подходили к концу. За первые сутки, благодаря действующей инфраструктуре РБ, мне удалось преодолеть почти 440 км.
День второй.
Дороги в РБ очень хорошие. Я заметил, что на трассе никто не гоняет больше 110 км/ч. Порядок и чистота! Хочется чтобы Беларусь держала марку и в будущем.

Следующая зарядка была не на БНХ №76. Здесь стоит одна из плохообслуживаемых ЗС Circontrol. Ка мне объяснил оператор, на ней вышла из строя электрика, и в ожидании ремонта она так стоит довольно долго. Вот и сейчас, судя по Плагшару ситуация за полгода не изменилась. Все таки у бесплатной инфраструктуры есть свои недостатки. Думаю не только я, все электромобилеводы Беларуси надеются на развитие и обслуживание ЗС сейчас и в перспективе. Иначе переход на электромобили невозможен.

Последняя зарядка в Беларуси была в Орше. Здесь одна из немногих ЗС, которая работает от rfid карты. Персонал записывает все машинки в свой журнал. Вот такая особенность.


Отдельный респект сети АЗС "Беларуснефть" за развитие зарядной инфраструктуры в РБ!

Ну а нас ждала беспокойная ночь и полная неизвестность дороги в России.



Границу с Россией пересек после полуночи. На границе как обычно проверяют только паспорт. Еду молча дальше, постовые явно подозрительно смотрят вслед)))
До Смоленска дотянул. Поиски придорожного сервиса с розеткой успеха не принесли. В конечном итоге пришлось доехать до бюджетного гостевого дома, где хозяин гостиницы снова выручил. Ну а мне, наконец то, удалось 6 часов выспаться на нормальной кровати.
Уехал рано утром. Потеряно достаточно большое количество времени, но главное двигаюсь дальше.


Очередная типовая АЗС "Газпромнефть" в Сафоново. Здесь операторы разрешили использовать зарядку, ну а у меня появилось время на завтрак и досып.

Следующий участок показал неутешительный результат. Менее 400 км за сутки. Но зато я нашел 3х фазную розетку на АЗС BP. Пока государство не в состоянии построить зарядную инфраструктуру, надеюсь она обязательно пригодится путешественникам между Минском и Москвой.
День третий.
Следующий участок в 130 км был мужественно преодолен и в районе часа ночи я приехал в Наро-Фоминск. Ворота торгового центра были прикрыты, но не на замок. ЗС Фора АС активируется здесь через приложение Мосэнергосбыт.

Считает кВтч не правильно (по 3 фазам). В результате за ночь насчитала более 110 кВтч ))), на тот момент работали бесплатно. Надеюсь наладят работу станций. Спасибо! Зарядился, заодно в тепле переночевал. Выехал утром и пробки практически не застал. Солнце греет, колобок движется по 2му транспортному кольцу.

Довольно популярный среди владельцев электромобилей Подмосковья промщит на АЗС "Газпромнефть"№43. Им разрешают пользоваться операторы и данный щит имеет все типы розеток и мощностей до 22 кВт. Да, это не ЗС, но по факту она даже лучше и функциональнее многих ЗС переменного тока.
День четвертый
Тем временем очередный сутки подходили к концу, ну а нам вместе с колобком удалось до пробок доехать в Луховицы. 

Здесь стоят целых 2е ЗС Фора АС, работающие через приложение. К сожалению все фото не вошли в этот отчет, в ТЦ находится шикарная узбечка с огромным залом. Возможно теперь она уже никогда не заработает…

Пошел дождик. Перед Рязанью попал на ремонт дороги… Залип в пробке часа на 1,5. Поехал мимо города и проверил заодно щит на выезде из Рязани. ГПН М5 212 км. Эта точка была добавлена мной год назад. К сожалению щит уже не работал. Но розетка в шкафу есть, а значит не пропадем! Не смотря на то что оставалось больше 2000 км., тепло дома ощущалось все больше и больше. Ночь хоть и прохладная, но еще тепло +6

На АЗС ГПН №261 пришлось переставлять машину, т.к. была угроза контакта с грузовиками. Переночевал снова в машине и выдвинулся в сторону Мордовии. Здесь проезжаешь мимо Умета с кафешками на дровах. На одной из Лукойловских АЗС нашел 3х фазную розетку. не работала. Зарядки хватило на сквозной проезд Мордовии и мне предстояла зарядка в Спаске. Это уже Пензенская область.

Здесь мне пришлось потратить время и сделать удлинитель из ПВС 2х2,5 мм2 (больше ничего в местном магазине не было), ну и уже привычно, мне пришлось общаться с местным населением про электротранспорт. Народ здесь беден не от хорошей жизни. Однако люди в основном добрые на всем протяжении пути, и по возможности всегда готовы были помочь. Напряжение в маленькой шинке было не очень, поэтому я не стал заряжаться до 100% и протянул до АЗС "Роснефть"

Так прошли очередные сутки моего путешествия… Позади почти 1600 км.
День пятый.
Пензенская область, одна из немногих областей, где установлены зарядные станции TZ-one в 3х основных городах. Мне удалось воспользоваться 2-мя из них. В Нижнем Ломове заряжал колобка у уже знакомых парней с шиномонтажки. Здесь год назад заряжался Миникаб. Парни установили розетку прямо возле выхода, поэтому там всегда можно было воспользоваться ей.

В центр Пензы я заехал ночью. Станция работала и мне оставалось только найти способ переночевать.


Утром прогулялся по центру, застал открытия Макдональдса. Позавтракал и пока город спал, снова в путь.


Станция не работала. Но благодаря упорной настойчивости, был вызван начальник участка сетей, и примерно через час станцию включили. Так на ПШ появилась новая ЗС. Перегорела лампочка на поворотнике в заднем фонаре. Нашел местный магазинчик. Давно не видел такого количества з/ч на отечественные машины )))
День шестой.
Дотянул до Сызрани. Здесь типовая АЗС ГПН, где на фасаде здания есть наружные розетки. 

Судя по ПШ, эти простые розетки иногда выручают))) Очередной перекур. Уже ночь, но нужно дотянуть до Тольятти.

Ветер с Жигулевского водохранилища пронизывал остывающее тело колобка, ну и мне было не очень комфортно. Погода немного портилась, и температура стремилась к 0. На тот момент ЗС работала от простой RFID карты. У меня такие были в наличии. Так я зарядился и согрелся. Впереди самые трудные километры.

Надеялся на очередной ГПН. Но зря. Таких АЗС здесь нет, есть частные с похожим названием "Газпром". Дотянул до придорожного сервиса. Ветер дул не по детски. Из нормальных розеток на шинке, нашлась только одна с автоматом на 16А. Завис с местными. Сходил в кафе. Сервис народный, но это гораздо лучше, чем ничего. Далее предстоял сложный участок до Камышла.

Поиски в придорожном сервисе у свертка в д.Камышла ничего не дали. Здесь я дождался управляющего АЗС, который разрешил воспользоваться розеткой в тамбуре АЗС. И снова 5 часов местной экскурсии и рассказов про электромобили.
День седьмой.
Следующая точка была на подъезде к п.Октябрьскому. Уже темнело. Мне не только удалось договорится с розеткой и парковкой, но и найти 3х фазную розетку на будущее. Немного поспал и в ночь выдвинулся на холмы Тюпкильды, где действует ВЭС Тюпкильды
На Ак-булаке зарядится не получилось. Розетка не рассчитана на 16А. Протянул еще несколько км до стояки с кафе, где мне престарелый дед и розетку нашел и место для парковки. Утром я и перекусил и сходил в местный душ. Можно биться дальше.

Возле ТЦ "Семейный" уже за Уфой, удачным образом встретился с ребятами автоспортсменами со своей шинкой. Вообщем они мне помогли с розеткой. Может и в будущем точка пригодится.
День восьмой
Следующий участок на подходе к Уралу. В этот раз с погодой везет. Довольно тепло и нет осадков. 

На спуске к Симу, вольтметр уже показывал критические значения меньше 10%. И снова меня выручает АЗС "Лукойл" в г.Сим.
Довольно удачно в этот раз преодолел Урал. Тошнить на горной дороге, дело неблагодарное. Однако мне в этот раз достался низкий трафик и мало фур. Ночью меня обогнал довольно странный автомобиль. Он ехал тихо и какое то время сзади меня. По задним фонарям сложно было понять, но на Березовом мосту после Сатки, это выяснилось.
Спустился на последних электронах в Зюраткуль. Здесь есть АЗС Лукоил, где розетка уже известна. Только я включился к ней, появилась… Tesla Model X. Да именно этот единственный электромобиль мне встретился за все путешествие в 3600 км. Евгений ехал в Новосибирск из Европы и не дотягивал до Челябинска. Такие вот реалии.

Немного отдохнул и выдвинулся вверх на Урал. На подъезде к Златоусту застал снег, который не успел растаять. Я приближался к родному дому и этот снег согревал меня, не смотря на минус за бортом.
В Миассе нашел АГЗС, где меня пустили к розетке. Периодически автоматы вырубали местный компрессор, но я зарядился. Заодно сходил в местную суперстоловку. Теперь мне нужно дотянуть до Аллаки, а там и дом совсем рядом.
День девятый, заключительный.
Участок от Карабаша до Кыштыма не очень хороший и городская подвеска Смарта дает "козла". Однако машин немного и скорость передвижения меня особо не беспокоит. 

Тихо и бесшумно, я дотянул до заветной ЗС у Аллаки. Напротив есть ГПН, где можно перекусить. Совсем немного осталось до дома. Около 400 км.

Следующая точка была в кафе "Привал" Здесь остановка была короткой. Буквально час и я выдвигаюсь к bayni. Андрей снова меня выручил. Полный сервис. Принял горизонтальное положение на 5 часов. Утром проводили меня всей семьей.

Это незабываемо! Респект Андрею!

Последний участок ехал с надеждой не попасть под дождь. В Пышме зарядился и пытался обогнать тучи, двигающиеся с Запада. И все таки в Тугулыме они меня догнали.

За 60 км до дома остановился в Кафе. Как многие уже заметили, мы своими силами, договариваемся с придорожным сервисом, об установке розеток и промщитов с промышленными розетками. Это значительно облегчает путешествие на электромобилях, особенно машин с мощными бортовыми ЗУ. 

Ну вот и заветная Стелла Тюмени! Можно выдохнуть....


Немного статистики. За 9 дней самый маленький электромобиль с самым слабым бортовым ЗУ на 16А, смог преодолеть 3600 км. Общий расход около 590 кВтч (16,4 кВтч/100км) с учетом стоянок с отопителем.

Ну что-же, вот и подошел к концу мой скромный рассказ о маленьком путешествии маленького электромобиля.
Можно снова писать про то, что нужно создавать зарядную инфраструктуру и делать все возможное для развития электротранспорта в РФ. Время идет! И как бы ни было трудно, это развитие происходит. Очень радует стремление и прогресс в Беларуси. Как бы бедно не жили в РФ, у нас тоже появляются и более современные электромобили и простейшие ЗС. Возможно уже в этом году будет новый пробег на электромобиле. И я обязательно об этом напишу...



Комментариев нет:

Отправка комментария