Клуб Электромобили Тюмень Омск Екатеринбург Челябинск Курган Nissan Leaf Mitsubishi i-Miev Jaguar i-Pace

понедельник, 13 мая 2019 г.

Электрошоссе М5. Дорога домой.


"Не каждый решится на движение
Когда нет ясной веры впереди
Но авантюры блеск, надежды отражение
Нам дарит счастье светлое в пути!"


Добрый день читателям моей писанины, да и просто электроманьякам РФ!
Пусть с некоторым опозданием, но я все таки решил написать о путешествии домой на электромобиле Митсубиси Миникаб Миев. Мне довольно трудно пришлось в преодолении пустого и без каких либо точек подключения трассы М5, но цель моего электропутешествия была достигнута. И конечно в этом мне помогали друзья, родственники, коллеги единомышленники и даже простые люди, за что им бесконечное Спасибо!

История 1 части закончилась на настройке портативной CHAdeMO в ООО «Промышленная электроника», где наша бабуля осталась отдыхать на ближайшие несколько дней.
Ну а я, отправив в 1 класс своего подрастающего электромобилевода, собрал дома в Тюмени манатки в маленький «Адидасовский» рюкзачок, сел на красивый «Аэроэкспресс» возле ЖД вокзала и тихим сентябрьским утром двинул в аэропорт «Рощино». Мне предстоял перелет в Домодедово на многострадальном SSJ (хороший самолет кстати), где меня ждали новые приключения.
По прилету буквально на несколько минут опоздал на автобус до Рязани, и пришлось поторчать в Домодедово несколько часов. На улице прекрасное бабье лето, и ненавязчивые таксисты.
Сел на заднее сидение автобуса и даже немного подремал. Силы пригодятся, ведь впереди недельный экомарафон протяженностью 2250 км...




В Рязани меня встретил Алексей, владелец Mitsubishi Minicab Miev. У него была проблема с медленной зарядкой. Постарались с ним решить эту проблему сообща, заодно заехали в местный магазин электрики, где  приобрел необходимые  кабели, промрозетки и вилки для изготовления удлинителя на 380 В и недостающих переходников. Заехали в кафе пообедали.
Ближе к вечеру я собрал всю провизию в «Промэлектронике», пообщался на дорожку с парнями из Рязани и под песню Лепса «Самый лучший день….», выдвинулся на «бабуле» домой.

1 день.

На улице уже стемнело, и буквально в 38 км на выезде из Рязани, я решил заскочить на разведку на ближайшую АЗС «Газпромнефть». И о чудо! Есть промрозетка 32А 5пин и она работает! На радостях, я забыл спросить разрешения у местных операторов, что конечно аукнулось через некоторое время. Исключительно женский коллектив ГПН выскочил как на пожар, и дальнейшие попытки переговоров с женским «батальоном», и тем более намеки на постановление Медведева, к успеху не привели. Ну да ладно… извинившись, я быстро ретировался. Правда батарея к моменту отключения была уже 91%.)))

Тем временем наступила ночь, и следующая точка зарядки, была уже на подъезде к Шацку. Опять ГПН, но уже простая розетка 16А. Здесь я решил сделать паузу и немного поспать...

"Отдыхать даже на медленной зарядке в незнакомом месте тяжело. Вы не знаете надежность розетки, ни ее происхождение. Поэтому, даже если вы договорились и подключились, вам нужно как минимум полчаса потратить на проверку этой розетки на нагрев и автоматы местные на запас мощности. Таким образом, даже на медленной зарядке, на сон у вас остается от силы 2 часа. В случае быстрой зарядки, про сон можно забыть вообще."

Ночи еще короткие и потихоньку начало светать. Проехав вокруг Шацка, я приближался уже к знакомой розетке на АЗС «Змей Горыныч» не далеко от Умета. Попытки найти 3 фазы пока не увенчались успехом. Ну да ладно... еще 1,5 часа отдыха мне не помешали. Солнце стало пригревать, а вместе с теплом и надежда на более быструю зарядку.

Так я прибыл в Спаск, где город уже ожил, и местные автосервисы работали. На мойке «Арсенал» я договорился за печенюшки с молодыми людьми, и воспользовался промрозекой от "Керхера" 16А 5пин. В режиме 11 кВт, станция легко справилась с задачей и зарядка до 100% состоялась в течении 50 минут. Отлично! Едем дальше…

Нижний Ломов. Здесь мне попалась работающая шиномонтажка, где мне с удовольствием дали воспользоваться трех фазной розеткой 16А 5пин. Миникаб вызвал живой интерес, не только местных водителей, но и даже простых людей с остановки. Некоторые люди воспринимают электромобили как протест к существующему порядку вещей. Бесконечный рост стоимости топлива, это основной аргумент для обсуждения. А там все как обычно заканчивается жизнью и политикой…


Но не будем о плохом, едем дальше! Тем более, средняя скорость наша выросла, и следующей точкой зарядки был Плес. Здесь  на свертке мне подвернулась дружелюбная АЗС «Татнефть», где сначала я зарядился от простой розетки, но потом, разговорившись с местными предпринимателями и оператором газовой заправки, мне предложили промрозетку на 32А. И даже не смотря на отключение автомата, мне разрешили зарядиться до конца. Естественно станцию пришлось переключить в режим 11 кВт. Так посеяв надежду людям, двинул дальше в путь.

На момент написания отчета, в Пензе появилась ЗС МРСК «Волги» на 22 кВт. На момент же моего проезда, ничего этого не было. Уже вечерело и мне лишь удалось найти щит на стоянке в Чемодановке. Договорился с местными. Пытался найти 3 фазы, но не получилось. Опять розетка 16А и опять долгая зарядка. Отдохнуть не давала мигрень, но хорошо хоть взял с собой таблетки.

2 день.

Ночь, но стоять нельзя. Нужно двигаться дальше. За сутки я преодолел чуть более 430 км и это конечно мало. Следующая точка подключения была АЗС «Газпромнефть» возле Архангельского.  Здесь немного поутихла боль и я отключился на пару часов.

Знакомая уже точка подключения в Кузнецке, где было несколько шиномонтажек, показала мне первую проблему портативной зарядной станции. Она никак не хотела включаться при напряжении сети 437 и более вольт. С учетом нахождения рядом здесь подстанций и высокого напряжения на промрозетках, мне снова пришлось доставать зарядный кабель на 16А. Темп заметно снизился. На дворе ночь, и сон победил. К концу зарядки светало и нас ждал новый день.

Через 62 км находилась точка, про которую можно написать отдельную историю. Но пишу кратко. На момент моего экопробега, здесь находился строительный городок дорожников из ХМАО. Это конечно странно, что северяне строили дорогу в Поволжье, но тем не менее. Здесь я договорился об использовании вагончика Дорожной лаборатории. Сама лаборатория уже не использовалась, но сеть к ней была подведена в т.ч. 3 фазы с промрозетками на 32А 4 пин. Но вот беда, станция напрочь отказывалась включать зарядку. Сначала я грешил на «землю», но как выяснилось гораздо позже, проблема оказалась совсем не в ней. И снова вынужденная медленная зарядка. Правда был один плюс. В городке работала столовая, в которой за 100 рублей можно было налопаться до отвала. Так что завтрак и обед мне достались, как моральная компенсация от неработающей быстрой зарядки.)))

Через 67 км была уже объездная Сызрани, где находится АЗС «Татнефть №400». Здесь розетка 16А 5 пин включила без проблем станцию и я наконец то смог осуществить быструю зарядку в режиме 11 кВт. Уже повеселее!

"Быстрая зарядка на электромобилях как правило не производится до 100%. Используя для мониторинга программу EvBatMon iMiev, можно наблюдать, что после быстрой зарядки SOC Миника не выше 98%, причем при понижении температуры это значение снижается. Медленная же зарядка позволяет более полно зарядить электромобиль, и в этом случае SOC может быть выше 107%. Поэтому запас хода после быстрой зарядки заведомо меньше, даже если быстрая станция показывает 100% батареи. Этот принцип работает везде в т.ч. и на Nissan Leaf."

Так после быстрой зарядки заряд растаял гораздо раньше, чем я предполагал. Это вынудило сделать дополнительную остановку в дачном кооперативе за д. Переволоки, где я с трудом зарядился в продуктовом магазинчике. Сеть явно хромает на дачах и даже через стабилизатор напряжения, работала только штатная зарядка на 15А. Syso отказывалась работать.

Так, на грани разряда, я добрался до Жигулевска. Здесь на въезде в город мне подвернулась промрозетка от компрессора на АЗС «Роснефть», но даже в режиме 11 кВт автомат розетки продержался не долго. Минут 15. Дабы не доводить до греха, я поехал дальше. И на том спасибо!

Если бы это было сейчас, я бы наверняка заехал на ЗС от МРСК «Волга», установленную в Жигулевске. Но в Сентябре 2018 года, мне ничего не оставалось, как дотянуть до Тольятти.
Стало темно и поиски промсети были усложнены дорогой и усталостью. Нашел я возле КПП ДПС парковку с шинкой и решил немного отдохнуть. Местные мужики изрядно выпивши и выслушав мой ликбез по электромобилям, были очередными счастливыми людьми, узнавшие про электротранспорт в живую, а не по телевизору. Немного отдохнув у простой розетки, «бабуля» продолжила движение.

Ночь. И снова меня выручила АЗС «Татнефть». Это пожалуй единственная компания, нормально и позитивно относилась к появлению электромобиля. Свежая АЗС на подъезде к Красному Яру, была также оборудована работающей красной промрозеткой 16А 5 пин. Зарядка запустилась, ну а я успевал рассказывать про электромобили веселой девушке оператору и пожилому охраннику. Естественно взял попить в местном магазинчике при АЗС. Час пролетел как миг. За очередные сутки я проехал почти  390 км.

3 день

Средняя скорость оставляла желать лучшего. Следующей точкой зарядки был сверток на Камышла. Здесь на АЗС «Роснефть» мне не удалось найти 3 фазы, хотя розетка такая была. Поэтому я снова завис у простой 16А. Местные же жители, в основном татары, очень живо интересовались машиной. Отдохнул, зарядился чашкой чая и снова в путь.

На границе Оренбурской области и республики Татарстан часовые пояса сменялись на глазах. Интернет просто не работал, да и точку у кафе «Галина» назвать точкой подключения очень сложно. Тем не менее, мне дали здесь зарядится, помыться и  перекусить.

Не доезжая Бавлы, на свертке в Казань, есть отличная АЗС «Татнефть». Здесь есть и магазин, отличное кафе, и промрозетка на 32А. Рисковать не стал, включил в режиме 11 кВт. Операторы ГАЗС сразу пришли поинтересоваться чудом 21 века. В книге отзывов написал благодарность всей компании «Татнефть».

Следующий участок запомнился особенно. Здесь на подъезде к Атык, на холмах близ Тюпкильды, размещены мощные ветрогенераторы. Один правда уже сгорел, но 3 остальных работают, и это завораживающее зрелище. Апогеем участка, был подъем на холм, где % батареи Миника таяли на глазах. Так на черепахе и с 4% зарядки я прибыл в гостиничный комплекс Ак-Тау. Здесь на шинке уже была добавлена мною отметка о промрозетке 380В на 16А 5 пин. Зарядка работает в режиме 11 кВт и это радует.

Далее я выдвинулся до Хлебодаровки, где расположен комплекс «Роза ветров». Здесь промсети не было, но зато есть хороший отель и кафе. Хозяину заведения предложил поставить ЗС и как минимум установить промщит с розетками.

Стало темнеть, и следующей точкой была шиномонтажная мастерская на подъезде к Уфе в Алкино. Среди большого количества фур, я пристроился к промрозеткам на шинке и быстро пополнил заряд Миника.

Уфа пройдена! За сутки почти 480 км. Для Миникаба 10 кВтч не плохо!

4 день

Накрапывал небольшой дождик и как обычно уже на подходе к Уралу погода начала портится. Снова протянув удлинитель у Кафе-Халяль, поставил машину на медленную зарядку и спать.

И вот начался Урал. На подходе к Симу, уже светало, но спящий город позволял найти только обычную розетку на АЗС «Лукойл». Чуть позже я попытался включить зарядку от промсети в соседних  не шибко сговорчивых боксах, но тщетно. Время опять потеряно.


До Юрюзани я добрался довольно бодро и даже опередил грозовой фронт. Но опять завис на мойке, где парни предоставили мне кучу промрозеток. Но зарядка не включалась и меня это сильно беспокоило.

Урал. Погода менялась на глазах. Очень трудно ехать медленно, особенно с горы. Представте себе, вы пытаетесь максимально собрать рекуперацией драгоценные кВтч, а фуры тем временем пытаются набрать скорость перед подъемом. Здесь наши интересы не совпадают, поэтому мата обращенного в мою сторону было очень много. Особенно мне запомнился участок спуска с Бакала, когда 7 км спуск сопровождается не только увеличением «обратки» показометра в км, но и растущие деления вольтметра. Это конечно не забываемо)))
Зюраткуль. Березовый мост. Очень обидно, но станция опять не включилась. Уставший и немного опустошенный, я припарковался на АЗС «Лукойл» и включился в обычную розетку 16А. Здесь же было записано короткое видео для однополчан Тюмени.

Вечерело. Мне предстояло подняться на гору и спустится по возможности в Златоуст. Миникаб с честью справился с этой задачей. На верху горы у Златоуста накрыло тучей. Это не просто туман, это полный ноль. Видно только метров 10 впереди и все. Так тихо и крадучись с горки я спустился в Златоуст. Ночь и поиски розетки осложнились. Принял решение дотянуть до Миаса. Представте себе, мне это удалось.

Возле Тургояка находится ресторан «BREZEL BRAUHAUS», местный производитель пива. Вообщем меня приютили, зарядили и на дорожку дали пивка.))) Не смотря на сложности, нам удалось преодолеть 250 км за сутки. Это был очень трудный день.

5 день  

Путь проходил мимо Карабаша. Тем кто знает, особо рассказывать про это место не нужно. Но раз сохранилось видео, напомню...

Ночь продолжала веять холодом и сыростью, но нам это не помешало доехать до Дальней Дачи. Здесь я подключился к одной «секретной» розетке в строящемся доме. Других возможностей на тот момент у меня просто не было. Людей ночью в данном регионе найти также сложно.

Ну вот я и добрался до заветной ЗС в Аллаки. Здесь я был уверен и в "земле" и в возможностях станции, поэтому пришлось применить сноровку и проверить работу соленоида пистолета «Setec». Благо на борту у меня море 12 вольт. Так была найдена причина не включения SHAdeMO. Сделал видео по этому поводу.



Ну раз проблема быстрой зарядки решена, я очень надеелся преодолеть последние 450 км побыстрее. Но впереди неизвестность и мало разведанных розеток на 380 вольт.
Следующая точка из разряда случайных. Я уже практически был готов встать на «черепашке», как тут увидел на свертке РЭС Кадниково  и работающих энергетиков. Подъехал на электропарах, озадачил мужиков дать трехфазного огоньку. Такого энтузиазма я не видел за всю дорогу. Как они были рады такому подарку! Вообщем включили меня к нормальному щиту, дал я станции все 25 кВт и дело пошло. Успели попить чайку и поболтать о перспективах электротемы. Провожали все! Это было круто)))

Срезая через Двуреченск мимо Екатеринбурга я вышел к п. Мезенское. Ну а там уже знакомое кафе «Привал», где есть и промсеть и весь придорожный сервис. В режиме 11 кВт быстро пополнил заряд и выехал в сторону Андрея.


Используя сервис Glympse, мы даже устроили гонку между убегающей «бабулей» и догоняющим Dodge Андрея. Впервые на трассе Екатеринбург – Тюмень машина с ДВС пыталась догнать электроминивэнчик. Победила, как вы понимаете, дружба!


Андрей специально для моего приезда смонтировал 3х фазную розетку. Спасибо ему еще раз! Выручил!

Последние километры даются всегда не легко. Хотел конечно сразу доехать до Пышмы, но запас хода после быстрой зарядки не позволял сделать это. Пришлось заехать в Камышлове на шинку и погреть местную проводку. Ну и самим заодно погрется)))


 Совсем немного и еду до Пышмы. На момент пробега, мне была доступна лишь розетка на щите АЗС «Газпромнефть». К тому же к Пышме я уже изрядно измотался, и надо было сделать паузу.

В Талице также вынужденная остановка, немного подзарядить от розетки, чтобы дотянуть до Тугулыма.

Тугулым. Здесь есть работающий щит, который способен работать в режиме 22 кВт. Буквально 35 минут и машина готова к последнему участку в 59 км.


И вот он долгожданный финиш в Тюмени. За последние сутки мне удалось преодолеть 500 км. Экоралли 2200 км длилось почти 5,5 дней.

Что можно вкратце сказать в итоге. Конечно путешествие на электромобиле сегодня, это большая авантюра, требующая подготовки и  технического оснащения. Мало иметь машину с большим запасом хода, мало иметь портативную зарядную станцию. Нужны как минимум надежные точки подключения и высокоэнергоэффективная техника. Сегодня даже Tesla 3 в РФ с трудом преодолеет летом 1000 км/сутки. И это даже при наличии портативной ЗС в багажнике. Что уж говорить про бюджетные электромобили. И, тем не менее, пробег показал, что даже маленький городской электроминивэн с самой маленькой ВВБ 10,5 кВтч способен на межгород.

Необходимо создавать зарядную инфраструктуру и тогда электромобили будут везде! 
Везде где их ждут! Очень ждут.

7 комментариев:

  1. Ответы
    1. Она уже состоялась в прошлом году.)))
      Отчет будет пополнятся фото и видео.

      Удалить
  2. Привет! В чём заключалась причина отказа в работе портативной ЭЗС?

    ОтветитьУдалить
  3. На велосипеде быстрее доехать. Надеюсь, что это скоро будет не так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Велосипед это хорошо, но нужно создавать условия для электромобилей. В противном случае, так можно обратно на лошадь пересесть. Собственно в деревнях РФ, это нормальное явление.

      Удалить
  4. и во сколько обошлась зарядка Чадемо ? кабель зарядки и разьем Чадемо отдельно покупали?, почем?

    ОтветитьУдалить