Клуб Электромобили Тюмень Омск Екатеринбург Челябинск Курган Nissan Leaf Mitsubishi i-Miev Jaguar i-Pace

суббота, 18 августа 2018 г.

А далеко ли до Шадринска?

Предыстория 

Я уже писал, что электромобили являются идеальным средством передвижения для тех, кто живёт в пригороде. Однако, есть и другая категория людей, которым электромобиль был бы очень к стати. Это те люди, которые, перебрались к нам из ближайших городов. В среднем раз в месяц, они ездят в родной город, где у них остались друзья, ближайшие родственники, иногда - семьи. Но... Как всегда, эти "но"! Немножко не хватает инфраструктуры.
В Шадринске живёт один мой хороший знакомый фотограф, к которому и я не прочь иногда наведаться. Так почему же не сделать это на электромобиле?


Решено - едем!

Готовясь к поездке, я преследовал несколько целей:
  1. Проверить, сможет ли бюджетный Nissan Leaf проехать требуемые 220км на одной зарядке?
  2. Наметить и, по возможности, испытать точки зарядки по маршруту.
  3. Понять, на сколько тяжко будет ждать, пока автомобиль зарядится.
  4. Проверить расчёт минимального времени, за которое можно преодолеть этот маршрут.
  5. Встретиться с другом.
Забегая вперёд, скажу, 

Подготовка инфраструктуры

Перед поездкой, мне очень хотелось заранее наметить точки, на которых я смогу зарядиться. Чудом, мне удалось найти контакт хозяина кафе и гостиницы в Мостовском, которая находится как раз посередине, между Тюменью и Шадринском. Для летних поездок, удачнее места не придумать. Для зимних маршрутов, конечно, потребуются дополнительные точки, т.к. пробег на одном заряде сокращается довольно существенно.
Были намечены и две резервные точки в Исетском: на автомойке, с хозяином которой мне удалось связаться, и в Ростелекоме, где работает мой товарищ, с которым мы должны были поехать.
Мой автомобиль оборудован бортовым зарядным устройством на 6.6кВт, которое позволяет заряжаться током до 32А, если позволяет сеть. Для обеспечения работы такого зарядного устройства, был приобретён блок EVSE производства Syso, с возможностью ступенчатой регулировки тока от 6А до 32А. Для возможности присоединения к любой сети, был изготовлен набор переходников на разные типы разъёмов.

В путь!

Выехали рано утром 14 августа. Решено было спокойно забрать товарища в городе, а на выезде зарядиться на быстрой зарядке возле ТРЦ "Кристалл". Машина на быстрой зарядке всегда заряжается не полностью, но я всё равно потратил бы часть заряда, пока ехал из гаража.
6:58 Машина заряжена. Поехали!
Согласно расчётам, чтобы мой автомобиль смог преодолеть 220км до Шадринска, мне нужно ехать со скоростью 50км/ч. Ростелеком открывается в 8:00, а автомойка в 9:00. Решено было заехать сначала в Ростелеком, чтобы протестировать возможности сети там, затем заехать на автомойку. Всё-таки, задача развития инфраструктуры стоит на первом месте, поэтому, договориться с автомойкой важнее, чем найти место только для себя.
Пока добрался до Исетского, боюсь, получил не один десяток проклятий в свой адрес. Всё-таки 50км/ч, это не та скорость, с которой передвигаются по трассе, а участки со сплошной разделительной полосой, на этом отрезке пути довольно протяжённы.
8:39 Мы в Исетском
8:57 Ростелеком. Проверяем розетку.
Добравшись наконец до заветной розетки в Ростелекоме, пришёл к выводу, что заряжаться на ней током 16А довольно опасно - розетка ощутимо греется. Что порадовало, просадки напряжения нет, три киловатта заливается свободно.
9:19 Подключились на автомойке.
Проверив розетку в Ростелекоме и договорившись, как в случае чего воспользоваться ей на обратном пути ночью, поехали до автомойки. Мужики, похоже, увидели электромобиль впервые в жизни. На мойке оказалась промышленная трёхфазная розетка на 32А с нулём. Тест зарядки показал, что просадка напряжения минимальна - бортовое спокойно берёт 6кВт.
Не смотря на то, что оборудовать зарядку в Мостовском не удалось, решено было туда заехать и своими глазами посмотреть место зарядки, о котором говорил хозяин гостиницы.
10:20 Подстанция буквально рядом с гостиницей. Щиток подключен новым кабелем СИП.
10:20 Осмотрели щиток. На боку даже есть розетка на 60А
Удовлетворившись результатом осмотра, двинулись в путь дальше.
12:33 Преодолено 210км, Ограничения мощности ещё нет.

12:35 Шадринск.
12:50 Шадринск, ул.Свердлова
О том, где я буду заряжаться в Шадринске, я договорился заранее. Нужно было только смонтировать розетку в гараже у Сергея. Что и было сделано по приезду.
13:22 Встали на зарядку.
Первая часть поездки завершилась. Собственно дорога, как и предполагалось, заняла приблизительно пять часов.

Пора возвращаться

20:46 Вот как выглядит хорошо заряженная машина, после рекордного пробега.
Сделав свои дела и хорошенько зарядившись, двинулись в обратный путь.
20:48 Полный заряд 19.5кВт*ч
Из города выехали почти ровно в девять вечера. Скорость решили держать ровно такую, которая обеспечит минимальное время в пути, с учётом зарядки в Исетском. До Исетского 130км и два часа пути. Сразу позвонил Андрею с автомойки, предупредить, что подъедем через два часа.
23:16 Стоим у ворот автомойки, ждём, когда подъедет Андрей.
Не смотря на почти непрерывный дождь, к Исетскому, как и предполагалось, подъехали почти ровно через два часа. Дозвониться Андрею удалось с некоторым трудом, однако, он сдержал своё обещание и дал нам возможность зарядиться.
23:20 Скорость оптимальная, местность почти равнинная.
Ждать пришлось довольно долго, что несколько выбило нас из графика. Ещё пришлось потратить некоторое время на ремонт розетки. Её, похоже, очень давно не пользовались, и контакт нулевого провода куда-то пропал. Попутно, выяснилась другая проблема: автомобиль прекрасно заряжался током 25А, потребляя честные 5кВт, но на 32А зарядка не шла. Однако, после нескольких попыток и некоторого времени зарядки на 25А, удалось включиться на 32А. Сеть на автомойке хороша: 6кВт и ни какой просадки напряжения.
01:11 Автомобиль набрал достаточно заряда на оставшиеся 80км.
Зарядившись на дорогу до Тюмени, двинулись в путь. Ночь. Туман. Стекло сильно запотевает. По дороге я совершил довольно серьёзную ошибку: включив режим отпотевания стекла, не стал уменьшать скорость, полагаясь на показания остаточного пробега. За что и поплатился. Когда оставалось 11км, заряда осталось столь мало, что включился режим ограничения мощность, а когда оставалось всего каких-то шесть километров, показалась черепаха.
2:21 Патрушева. Черепаха.
В итоге, когда оставалось всего два с половиной километра до заветной зарядной станции, машина отключилась. Благо, рядом оказалась газовая заправка, куда машина смогла заехать по инерции, и на которой нам любезно разрешили воспользоваться розеткой.
2:38 Заряжаемся на АГЗС
Чтобы машина включилась вновь, потребовалось полчаса заряжаться током 16А. Розетка слегка нагрелась, но мы смогли спокойно доехать до быстрой зарядной станции.
3:12 "Кристалл". Точка старта и точка финиша. Мы вернулись

Итоги

Так или иначе, мы благополучно вернулись, преодолев почти 450км. Поставленые цели выполнены:
  1. 220км, при большой необходимости, проехать можно. Нужно лишь держать скорость не выше 50км/ч по спидометру, чтобы местность была преимущественно равнинная, не было сильного встречного ветра и не было большого дождя. Но, лучше, конечно, ехать с более адекватной скоростью и промежуточными зарядками - это и быстрее и безопасней.
  2. Точки зарядки намечены и протестированы. Точка на автомойке нанесена на карту в plugshare.com
  3. Если автомобиль оборудован бортовым зарядным устройством на 6.6кВт и сеть позволяет получать мощность минимум 6кВт, одна-две зарядки в пути сильно не напрягают. Если есть возможность посидеть в кафе, пообедать или хотя бы попить кофе, время пролетит незаметно.
  4. При скорости около 70км/ч, 220км можно преодолеть не более чем за 4:30, что полностью подтверждает теоретические расчёты. При благоприятных условиях, можно это расстояние преодолеть и за четыре часа, но остаточный заряд будет очень мал, и это будет очень небезопасно.
  5. Ну и, самое главное, мне удалось встретиться с другом и сделать все дела, которые мы запланировали.
Как только мне удастся оборудовать точку зарядки в Мостовском, я думаю, мы ещё раз съездим в Шадринск. Надеюсь, наш пример окажется заразительным, и по нашим стопам пойдут и другие. Думаю, уже скоро, между Тюменью и Шадринском электромобили будут встречаться всё чаще и чаще.
Приятных путешествий!

Комментариев нет:

Отправить комментарий